Пятница, 14.12.2018, 20:46
Приветствую Вас Гость

Тирис-Усмановская школа

Меню сайта
Сообщения
С 7 по 30 октября в школе пройдут предметные олимпиады
Минист образования

ФИПИ
Категории раздела
Наш опрос
Нравится ли вам Тирис-Усмановская школа?
Всего ответов: 155
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Творческие работы учащихся » Научно-исследовательские работы

История образования татарских сел Абдулинского района

Актуальность. В 2008 году Абдулинскому району исполняется 80 лет. И этот юбилейный год предполагается быть для нас особым. Наверняка больше будет уделяться внимание изучению истории и культуры народов, населяющих район.  И мы решили внести свою лепту в это непростое дело, попытавшись исследовать,  откуда появились татары в этих краях, как образовались татарские села Абдулинского района? К сожалению, нужно отметить, что история татарских сел нашего района изучена очень слабо. А долгожителей остается все меньше, и они навсегда уносят то, что передавалось из поколения в поколение. Что же останется нашим  детям и внукам – продолжателям истории нашего края?

Цель работы: исследовать миграцию татар и историю образования татарских сел на территории нынешнего Абдулинского района.

Задачи

внесение  вклада в изучение истории Абдулинского района – более глубокое изучение истории сел;

осмысление своеобразия «мира татарской деревни» как истока самосознания  человека;

формирование системы ценностных ориентаций:  уважения к истории родной деревни, восхищение микротопонимикой родного края;

отражение истории малой родины в истории России.

Объект исследования татарские села в пределах территории нынешнего Абдулинского района Оренбургской области. Предметом исследования выступают процессы заселения и связанного с ним этнокультурного развития татар Абдулинского района.

Методы исследования: Теоретические -  изучение научных текстов по вопросам истории, фольклористики, этнографии, диалектологии, метод исторических параллелей. Прикладные - собирательская деятельность (сбор географических названий и их объяснение, легенд, преданий, анализ архивных документов, интервью).

Источники исследования

Исследования, проведенные в нашем районе в 1979 году этнографической экспедицией кафедры этнографии Московского Госуниверситета под руководством Т. И. Ведерниковой, в 1998 году экспедицией организованной  Академией  наук Татарстана по изучению татарских сел Оренбургского района.  Документы центральных государственных архивов г. Москвы, Уфы. Материалы,  собранные в краеведческих музеях школ района - различного рода рукописные родословные книги, легенды, предания. При  строго научной обработке такого рода источников мы смогли бы иметь неоценимый конкретный материал по истории отдельных сел.

Основная часть

1.                  Татарские села в Оренбургских степях начинают возникать в начале XVIII века. Татары  в эти края перебирались, прячась от рекрутчины, насильственного крещения. Переселенцы были в основном из Казани.

2.                  К концу 30-ых годов за помощь в подавлении восстания башкир татарским старшинам были пожалованы новые земли, разрешено принимать у себя беженцев.

3.              Отдается приказ строить новые деревни по Новой Московской дороге (Оренбургско -Казанский тракт). По данным переписи населения 1747 года появляются 54 новых села, между селами было около 20 верст и крестьяне, которые жили в этих селах, должны были вести  ямскую службу. Так появляются села  Старые Шалты, Тирис-Усманово

Село Старые  Шалты Строительство тракта было поручено татарскому мурзе генералу Масяй. Его даже освободили от военной службы, чтобы он все внимание обратил только строительству этой дороги. Ему самому выделили огромную территорию земли на пересечении земель Оренбуржья, Башкирии и Татарстана, на долинах рек Ик  и Кандыз. Строителям дороги обещает  землю и волю и к нему стекаются безземельные бедняки, беглый люд. Строительство  дороги начали со стороны Казани. Через каждые 20 – 25 км строили почтовые станции. Путник здесь отдыхал, менял коней и продолжал путь. Генерал Масяй своей главной резиденцией выбрал Старые  Шалты. Слово «шауты» означает «остановку» (тукталыш).

Село Тирис-Усманово образовалось в 1737 году. На этом месте первым поселился человек по имени Гусман. Он был старшиной типтяр (тептяре - беглые татары,  переведенные в разряд военно-служилого сословия в 1790 г.). За участие в подавлении восстания башкир Гусман был пожалован землей. Граница земельных  наделов обозначались так: с запада – воды Мочагая, с востока - воды Ик, с севера -  Горелый мост, с  юга - воды  Сарай-Гирь. За использование этих земельных наделов Гусман платил государству налоги и нес службу.

В центральном Государственном Архиве Древних Актов наиболее ранние сведения о деревне Тирис-Усманово содержится в материалах II ревизии по Бугурусланскому уезду за 1748 год. В итоговой записи числится 75 душ мужского населения.

Название села претерпело изменения: в начале оно называлось Киресу-Гусман. Киресу - означает обратная вода, т.к. река Тирис течет в обратном направлении по сравнению с другими близлежащими реками. Через некоторое время название упростилось: Тирис-Усманово. В селе появились переселенцы с берегов реки Зея - образовали улицу Покровскую (сегодня Советская),  из Казани – Восточную, из Тамбова – улицу Домбау, были и беглые солдаты.

В Тирис-Усманово в то время были люди разных национальностей: чуваши, чермеши и татары. Чуваши по имени Удинка и Соудинка были родными. Соудинка принял исламскую веру и поселился в нашей деревне. Их потомки - Сайфиевы до сих пор живут в нашем селе. По имени Удинка вместе с чувашами  поселился на месте современной Степановки – 1 («Удинка» так в народе до сих пор называют это село).

Родственник Гусмана  по имени Габдулла вместе со своей родней и хозяйством поселился на место, где сейчас стоит Перовская мельница г. Абдулино. Рядом с ним поселились семьи крещеных татар. После этого Габдулла стал разоряться, через некоторое время он переселяется на родину жены - в Старый Шар, а крещеные татары остались там и носили имя Габдуллы.

Еще один родственник Гусмана по имени Байбулат  вместе с семьей и хозяйством поселился на берегу реки Болок. Вскоре сюда съезжаются мордва. Байбулат не захотел жить с мордвами, потому снова вернулся в Тирис - Усманово. А то место, где он поселился раньше и до сих пор называется Булатовкой.

4.                  В  50-60-е годы XVIII века русские помещики своих крестьян переселили в Бугурусланские и Бузулукские районы. Часть татар, желая сохранить свою свободу, вынуждены были построить новые деревни. Название сел, возникшие в этот период, начинается со слова «Новый» плюс название старого села из которого были основатели нового поселения. (Например, Новый Тирис, Ново-Якупово).

Село Новый Тирис образовалось в 1895 году.  Первые жители села переселились из села Тирис-Усманово и из села Зерикла (Степановка -1). Среди первых переселенцев были и люди из деревни Рузаевки (Уразаево)  Мордовской Республики. Происхождение села объясняют по-разному: первые переселенцы были из села Тирис-Усманово, татарское название села объясняется еще названием дерева Зирек – Жирекле, третья - в деревне было много невест из села Тирис-Усманово и женщины между собой стали называть деревню Новый Тирис.

Новоякупово (Субхангулово - старое название) было основано в 18 веке. Основателями села были Субханкул  и его сын Якуп. Они переселились из Староякупово и новый населенный пункт назвали Новоякупово.

5.                  Возникновение татарских сел продолжается и в ХIХ – ХХ веках. В начале ХIХ века с запада к междуречью Волги и Яика переселяются мишаре. Они поселяются в Северный и Абдулинский район Оренбургской области (Абдарахманово, Чеганлы).

Село Абдрахманово возникло в 1833 году. Из села Богдан, Краснослабодского уезда Пензенской губернии приехали 12 семей во главе с Абдрахманом и поселились на берегу реки Ик.  Дед Абдрахман поссорился с помещиком. У него был убит сын Файзулла во время работы на помещика. Помещик лишил Абдрахмана земли. После  смерти сына Абдрахман решил уехать. Поселился на берегу озера «Зур күл» или «Ялбай».

Село Чеганлы образовалось в  1748 году. По легенде здесь поселились выходцы из современной территории Башкирии, мишаре из Саранского уезда деревни Чеганлы Тамак. (одна из версий современного названия села), тептяре  из Бугульминского уезда деревни Тураево, Белебеевского округа из деревень Рэ Тамак, Зерменеево, Шаховка, Ильметьево. По другой версии название села от слова «Чаган» - клен. Вдоль оврага, где поселились первые жители села, росло много клена.

6.                  По традиции села назывались по имени человека, который первым заложил фундамент этой деревни.

         Село Семянле (Степановка -2) Образовалось в середине XVIII века. Выселка из Старых Шалтов. Один из переселенцев - Яңабирде-имел 12 сыновей. Среди переселенцев так же был чувашин Семен. Из Тамбовской губернии переселились мордва. Население села по национальности смешанное.

На сегодняшний день в Абдулинском районе 31 село из них 6 татарских сел.

Выводы

-        В ходе исследования мы пришли к выводу, что татары в Абдулинском районе появились, прячась от рекрутчины, насильственного крещения.

-         Татарские села в основном образовались как результат организации ямской службы. Об этом говорит и то, что расстояние между селами примерно 20-25 км. На таком расстоянии и строились ямские станции вдоль дорог.

-        Сравнив историю, топонимику, этимологию сел нашего района, мы нашли в их истории много общего, в то же время характерное для каждого села своеобразие, неповторимость

-        Татарские села возникли в XVIII веке и проблема «исчезнувших сел» их пока не коснулась.

-        Историческое развитие абдулинских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа, и, конечно же, имеет неразрывную связь с историей России

Новизна работы

°         представлен анализ круга теоретических источников, посвященных исследованию миграций татарского населения в Оренбургских степях;

o   раскрыты новые факты в истории образования татарских сел Абдулинского района;

o   выявлены новые версии в объяснении названий сел района.

Значимость работы 

В результате такой работы постепенно складывается архив этнографических и фольклорных материалов, который представляет интерес для фундаментальной науки.

Материалы,  показанные нами,  могут быть отправной точкой для многих курсовых работ, докладов, статей. Их можно будет представить не только на юношеских, но и на «взрослых» научных конференциях.

Рекомендации

Эта работа рекомендуется для всех, кто не равнодушен к сельской местности: для жителей сел Абдулинского района, чтобы они по-новому взглянули на него, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили наше село; для предпринимателей, которые бы увидели перспективы для развития бизнеса.

          Не изучая историю, не зная прошлое нельзя понять настоящее и строить будущее. Потому что жизнь сегодня  - это плод тысячи и тысячи лет. История – это память. Она учит не забывать тех, кто сложил за нас головы. Она учит не повторять прошлых ошибок, быть едиными.

Читать подробнее>>

Категория: Научно-исследовательские работы | Добавил: tirisusmanowo (05.07.2011)
Просмотров: 4829 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
сайт ОО